ООО «Консалтинг» провело социологическое исследование по гендерным проблемам. Данные исследования приведены ниже.

 

АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

 

 

ЦЕЛЬ: Изучение общественного мнения о положении женщин в современном обществе.

 

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

Методика социологического исследования заключается в следующем: опрос проводился с помощью анкеты, как в индивидуальной, так и групповой форме. Анкета по своей структуре состоит из открытых и закрытых вопросов (см. Приложение №1)

Количественный анализ результатов анкетирования представлен в таблице №2 (см. Приложение №2).

В ходе социологического исследования было опрошено 200 респондентов.

1.      Из них 

50% - мужчин;

50% - женщин.

2.      Возрастная структура мужчин:

    29% - 18-27 лет

    20% - 28-37 лет

    16% - 38-47 лет

    21% -48-57 лет       

    14% -58- и старше.

    Возрастная структура женщин:

     30% -18-27 лет

     18% - 28-37 лет

     16% - 38-47 лет

     20% -48-57 лет       

     16% - 58 лет и старше.

В итоге среди опрошенных респондентов преобладают лица молодого и предпенсионного  возраста (64,5%).

Статус социального положения распределился следующим образом:

У мужчин:                                                        У женщин:

Рабочий – 5%

Рабочий –2%

ИТР – 22%

ИТР – 15%

Служащий – 30%

Служащий – 25%

Предприниматель – 9%

Предприниматель – 17%

Студент – 16%

Студент – 14%

Пенсионер – 10%

Пенсионер – 7%

Безработный – 8%

Безработный – 5%

 

Домохозяйка – 7%

 

Таким образом, в социальном положении среди респондентов   преобладают служащие, ИТР и предприниматели.

Представленные ниже вопросы, которые были заданы респондентам, касались основного предназначения женщин в обществе.

В условиях экономического кризиса, падения жизненного уровня подавляющего числа россиян женщины вынуждены работать, и работа является важной жизненной ценностью наряду с традиционной для них ценностью – семьей (впрочем как и для мужчин, что подтвердили результаты опроса). Респондентам был задан вопрос: «Что для вас важнее всего: работа и карьера, семья, работа и семья одновременно?». Ответы отражены в таблице 1.

Таблица 1

Категории опрошенных

Варианты ответов

Работа и карьера

(%)

Семья

(%)

Работа и семья одновременно (%)

Все мужчины

13

10

77

Все женщины

11

20

69

Мужчины-рабочие

8

12

80

Женщины-рабочие

5

20

75

Мужчины ИТР

10

8

82

Женщины ИТР

5

38

57

Мужчины-служащие

15

7

78

Женщины-служащие

5

25

70

Мужчины-предприниматели

12

9

79

Женщины –предприниматели

10

17

73

Мужчины-студенты

10

15

75

Женщины-студентки

10

17

73

Мужчины-пенсионеры

4

36

60

Женщины-пенсионеры, домохозяйки

6

68

26

Мужчины-безработные

18

15

67

Женщины-безработные

16

17

67

Таким образом, в настоящее время для большинства женщин (69%) и  мужчин (77%) приоритетными остаются одновременно работа и семья. Следующий вопрос коснулся согласия – несогласия респондентов с традиционной ролью женщины в обществе. Результаты опроса показали, что на степень согласия -  несогласия респондентов влияют такие факторы, как пол, образование, род деятельности. Так, среди опрошенных женщин (67%) почти в 2 раза больше, чем среди мужчин (32%), не согласных с «естественным», традиционным взглядом на предназначение женщины. Чем выше образование у респондентов, тем чаще они выражали несогласие с мнением, что «женщина не должна работать, а ее предназначение – семья, муж, дети».

Наиболее традиционно воспринимают идеальную роль женщины мужчины – рабочие (43%), мужчины – студенты (37%) и мужчины – предприниматели (20%). Среди опрошенных женщин наименее традиционно рассматривают женскую роль респондентки, занятые в сфере бизнеса (26%). По-видимому, на это оказывает влияние и характер их работы.

Таким образом, результаты опроса показывают, что мужчины (57%) придерживаются более традиционного взгляда на основное предназначение женщины, а сами женщины неоднозначно определяют социальную роль женщины. Доля женщин из различных по роду деятельности групп, не согласных с традиционной ролью женщины, неодинакова: женщин – рабочих 9%, женщин ИТР 13%, студентки 21%,  женщин – служащих 10%, женщин – предпринимателей 26%, женщин – домохозяек 3%.

Прочно укоренившиеся в общественном сознании стереотипы «семья и женщина», «карьера и мужчина», возвели стену из «невидимого» кирпича, которой, казалось бы, нет, но в тоже время она существует, мешая женщине реализовывать себя в карьерном и личностном росте.

На такое положение дел влияет множество факторов, в том числе и осознание неравенства шансов в отношении профессионального роста у мужчин и женщин. Когда респондентам был задан вопрос, имеют ли мужчины и женщины в реальности одинаковые шансы для профессионального роста и продвижения, то 36% мужчин и 54% женщин констатировали, что шансы не равны, а 10% мужчин и женщин затруднились ответить. Причем, чем выше образование опрошенных, тем больше доля респондентов считают, что шансы не равны.  

На вопрос: «Является ли Ваш пол препятствием на пути карьерного роста» ответы распределились следующим образом: 100% мужчин считают, что их пол не препятствует карьерному росту; иная картина наблюдается среди ответов женщин на данный вопрос: «Да, является» -39%; «Нет, не является» - 44%; «Затрудняюсь ответить» -17% женщин. Если провести анализ данного вопроса на основе возрастного среза, то можно увидеть, что более уверено себя чувствует молодое поколение и женщины среднего возраста ( диаграмма №1).

ДИАГРАММА №1

Распределения ответов на вопрос:

 «Является ли ваш пол препятствием на пути карьерного роста»

 

Когда респондентам был задан вопрос: «Кого вы хотели бы видеть руководителем: мужчину или женщину?», 75% опрашиваемых ответили, что мужчину. Возможно это результат устоявшегося стереотипа о том, что женщина не может быть хорошем руководителем. В настоящее время число женщин – руководителей невелико: из 60 млн. занятых женщин лишь 1,5 млн. руководителей.[1]

В анкете был поставлен вопрос: «Кому проще устроится на высокооплачиваемую работу?» 77% респондентов ответили, что проще устоится мужчине, чем женщине, а  23% респондентов считают, что легче устроится  женщине.

В обыденном сознании существуют негативные стереотипы относительно работающей женщины (якобы занятость женщин оказывает отрицательное влияние на детей, на отношения в семье и т.д.) Такие представления в определенной мере формируют чувство вины у работающих женщин, препятствуют ее профессиональной самореализации. В связи с чем респондентам был задан вопрос: «Если женщина работает, это оказывает негативное влияние на семью, детей, или работа не оказывает неблагоприятного влияния». Ответы распределились следующим образом:

Диаграмма

распределения ответов среди женщин

 

Диаграмма

распределения ответов  среди мужчин

 

Таким образом данный стереотип не находит своего подтверждения среди женщин, т.к. большинство (58%) считают, что работа не оказывает неблагоприятного влияния на семью и детей. Вероятно, что этот стереотип установили мужчины, чтобы женщина, как и прежде не могла стать конкурентом мужчинам в карьерном и личностном росте.

Результаты разных исследований показывают, что дети работающих матерей в меньшей степени впадают в крайности (они не так агрессивны  и не слишком заторможены), лучше успевают в школе и обладают более развитым чувством собственного достоинства, чем дети домохозяек.[2]

В заключение социологического исследования хотелось бы выяснить насколько, в настоящее время, опрашиваемые чувствуют  себя социально защищенными. На вопрос: «Как вы оцениваете в настоящее время свою социальную защищенность?» были получены следующие результаты:

 

Вариант ответа

Мужчины (%)

Женщины (%)

Полностью социально защищен (а)

9,7

5

Недостаточно социально защищен (а)

64,3

43,2

Вообще социально не защищен (а)

18

36,8

Затрудняюсь ответить

8

15

Из выше изложенного можно сделать вывод, что женщина (36,8%) в настоящее время чувствует себя менее социально защищенной чем мужчина (18%). Это объясняется тем, что переживаемый российским обществом кризисный этап реализации экономических реформ затронул такие важные сферы жизнедеятельности, как воспроизводство и здоровье людей, уровень и качество жизни, занятость, духовно – нравственное и психологическое состояние населения. В первую очередь от этого пострадала женская часть населения, так как она оказалась менее социально защищенной со стороны государства.                                                                                                                                                 

   

 

Ратифицированная СССР в 1981 году Конвенция ООН 1979 года о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин официально закрепила равное положение между мужчиной и женщиной, но все же в настоящее время это не означает, что в нашей стране полностью преодолены негативные и патриархальные стереотипы относительно роли женщины в обществе. Изменение гендерных стереотипов – процесс длительный и сложный. Тем не менее происходит постепенная трансформация взглядов относительно социальной роли женщины в сторону их эгалитаризации (равенства). Такие факторы, как пол, возраст и образование, оказывают наиболее существенное влияние на изменение гендерных представлений и установок.

На основе проведенного исследования можно сделать  следующие выводы:

1)        В настоящее время для большинства женщин (69%) и  мужчин (77%) приоритетными остаются одновременно работа и семья.

2) Результаты опроса показали, что на степень согласия -  несогласия респондентов с «естественным» предназначением женщин влияют такие факторы, как пол, образование, род деятельности. Среди опрошенных женщин (67%) почти в 2 раза больше, чем среди мужчин (32%), не согласных с «естественным», традиционным взглядом на предназначение женщины. Чем выше образование у респондентов, тем чаще они выражали несогласие с мнением, что «женщина не должна работать, а ее предназначение – семья, муж, дети».

3)    В настоящее время для мужчин и женщин приоритетными являются одновременно семья и работа.

4)       Процесс обострения социально-экономических проблем в обществе отразился на снижении жизненного уровня и в целом на ухудшении социального положения женщин. Анализ опроса показал, что социально незащищенными на сегодняшний момент остаются женщины, 36,8% женщин считают, что вообще социально не защищены.

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ООО «Консалтинг»  проводит социологический опрос, который направлен

 на изучение общественного мнения о положении женщин в современном обществе.

Просим Вас ответить на вопросы анкеты.

Вам необходимо выбрать  альтернативу, которая

соответствует вашему мнению.
АНКЕТА

1.     Ваш пол:

      001 Мужской

      002 Женский

2.     Ваш возраст:

      003 18-27 лет

      004 28-37 лет

      005 38-47 лет

      006 48-57 лет

      007 58 лет и старше

3.     Ваше социальное положение в настоящее время:

      008 Рабочий

      009 ИТР

      010 Служащий

      011 Предприниматель

      012 Студент

      013 Пенсионер

      014 Безработный

      015 Домохозяйка

      016 Другое (укажите) __________________________________

4.     Каков уровень Вашего образования?

017 Начальное

018 Среднее

019 Среднее специальное

020 Незаконченное высшее

021 Высшее

022 Имею ученую степень кандидата, доктора наук.

5.     Что в настоящее время для Вас важнее всего ?

023 работа и карьера

024 семья

025 работа и семья одновременно

6.     Согласны ли Вы с тем, что основная роль женщины в обществе связана с «естественным» ее предназначением – семья, муж, дети.

026 Да

027 Нет

028 Затрудняюсь ответить

7.     Как Вы думаете, имеют ли мужчины и женщины в реальности одинаковые шансы для профессионального  роста и продвижения?

029 Шансы не равны

030 Шансы равны

031 Затрудняюсь ответить

8.     Является ли Ваш пол препятствием на пути  карьерного роста?

032 Да

033 Нет

034 Затрудняюсь ответить

9.     Кого Вы хотели бы видеть руководителем?

035 Мужчину

036 Женщину

10.  На ваш взгляд, если женщина работает, то это оказывает :

037 Негативное влияние на семью;

038 Негативное влияние на детей;

039 работа не оказывает неблагоприятного влияния ни на семью, ни на детей.

11.  Как вы думаете, кому проще устроится на высокооплачиваемую  работу:

040 Мужчине

041 Женщине

12.  Как Вы оцениваете в настоящее время свою социальную защищенность?

042 Полностью социально защищен

043 Недостаточно социально защищен

044 Вообще социально не защищен

045 Затрудняюсь ответить

 

Благодарим за ваши ответы и помощь в работе!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 

Количественный анализ.

Таблица 2

Мужчины

Женщины

Общий результат

вопр.

шифр

кол-во

Процент

Соотнош.

вопр.

шифр

кол-во

Процент

соотнош.

вопр.

шифр

кол-во

Процент

соотнош.

1.

001

100

50

1.

002

100

50

1.

 

200

100

2.

003

29   

29

2.

003

30

30

2.

003

59

29,5

 

004

20

20

 

004

18

18

 

004

38

19

 

005

16

16

 

005

16

16

 

005

32

16

 

006

21

21

 

006

20

20

 

006

41

20,5

 

007

14

14

 

007

16

16

 

007

30

15

3.

008

5

5

3.

008

10

10

3.

008

15

7,5

 

009

22

22

 

009

15

15

 

009

37

18,5

 

010

30

30

 

010

25

25

 

010

55

27,5

 

011

9

9

 

011

17

17

 

011

26

13

 

012

16

16

 

012

14

14

 

012

30

15

 

013

10

10

 

013

7

7

 

013

17

8,5

 

014

8

8

 

014

5

5

 

014

13

6,5

 

015

-

-

 

015

7

7

 

015

7

3,5

4.

017

2

2

4.

017

-

-

4.

017

2

1

 

018

5

5

 

018

10

10

 

018

15

7,5

 

019

39

39

 

019

33

33

 

019

72

36

 

020

9

9

 

020

12

12

 

020

21

10,5

 

021

45

45

 

021

45

45

 

021

90

45

5.

023

13

13

5.

023

11

11

5.

023

24

12

 

024

10

10

 

024

20

20

 

024

30

15

 

025

77

77

 

025

69

69

 

025

146

73

6.

026

57

57

6.

026

24

24

6.

026

81

40,5

 

027

32

32

 

027

67

67

 

027

99

49,5

 

028

11

11

 

028

9

9

 

028

20

10

7.

029

36

36

7.

029

54

54

7.

029

90

45

 

030

59

59

 

030

41

41

 

030

100

50

 

031

5

5

 

031

5

5

 

031

10

5

8.

032

-

-

8.

032

39

39

8.

032

39

19,5

 

033

100

100

 

033

44

44

 

033

144

72

 

034

-

-

 

034

17

17

 

034

17

8,5

9.

035

81

81

9.

035

69

69

9.

035

150

75

 

036

19

19

 

036

41

41

 

036

60

30

10.

037

29

29

 

037

18

18

 

037

47

23,5

 

038

39

39

 

038

24

24

 

038

63

31,5

 

039

32

32

 

039

58

58

 

039

90

45

11.

040

83

83

11.

040

71

71

11.

040

154

77

 

041

17

17

 

041

29

29

 

041

46

23

12*

 

 

 

12*

 

 

 

12*

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

*результаты ответов респондентов приведены в тексте качественного анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Архипова Н. Женщины России и рынок // Проблемы теории и практики управления. 1998. №1

[2] Фридман Б. Загадка женственности. М., 1994.

Hosted by uCoz