ООО «Консалтинг» провело
социологическое исследование по гендерным проблемам.
Данные исследования приведены ниже.
АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА
ЦЕЛЬ: Изучение общественного мнения о положении женщин в
современном обществе.
Методика социологического исследования заключается в
следующем: опрос проводился с помощью анкеты, как в индивидуальной, так и
групповой форме. Анкета по своей структуре состоит из открытых и закрытых
вопросов (см. Приложение №1)
Количественный анализ результатов анкетирования
представлен в таблице №2 (см. Приложение №2).
В ходе социологического исследования было опрошено 200
респондентов.
1. Из них
50% - мужчин;
50% - женщин.
2. Возрастная структура мужчин:
29% - 18-27 лет
20% - 28-37 лет
16% - 38-47 лет
21% -48-57 лет
14% -58- и старше.
Возрастная структура женщин:
30% -18-27 лет
18% - 28-37 лет
16% - 38-47 лет
20% -48-57 лет
16% - 58 лет и старше.
В итоге среди опрошенных респондентов преобладают лица
молодого и предпенсионного возраста (64,5%).
Статус социального положения распределился следующим
образом:
У мужчин:
У женщин:
Рабочий – 5% |
Рабочий –2% |
ИТР – 22% |
ИТР – 15% |
Служащий – 30% |
Служащий – 25% |
Предприниматель – 9% |
Предприниматель – 17% |
Студент – 16% |
Студент – 14% |
Пенсионер – 10% |
Пенсионер – 7% |
Безработный – 8% |
Безработный – 5% |
|
Домохозяйка – 7% |
Таким образом, в социальном положении среди респондентов преобладают служащие, ИТР и предприниматели.
Представленные ниже вопросы, которые были заданы
респондентам, касались основного предназначения женщин в обществе.
В условиях экономического кризиса, падения жизненного
уровня подавляющего числа россиян женщины вынуждены работать, и работа является
важной жизненной ценностью наряду с традиционной для них ценностью – семьей (впрочем как и для мужчин, что подтвердили результаты
опроса). Респондентам был задан вопрос: «Что для вас важнее всего: работа и
карьера, семья, работа и семья одновременно?». Ответы отражены в таблице 1.
Категории опрошенных |
Варианты ответов
|
||
Работа и карьера (%) |
Семья (%) |
Работа и семья одновременно (%) |
|
Все мужчины |
13 |
10 |
77 |
Все женщины |
11 |
20 |
69 |
Мужчины-рабочие |
8 |
12 |
80 |
Женщины-рабочие |
5 |
20 |
75 |
Мужчины ИТР |
10 |
8 |
82 |
Женщины ИТР |
5 |
38 |
57 |
Мужчины-служащие |
15 |
7 |
78 |
Женщины-служащие |
5 |
25 |
70 |
Мужчины-предприниматели |
12 |
9 |
79 |
Женщины –предприниматели |
10 |
17 |
73 |
Мужчины-студенты |
10 |
15 |
75 |
Женщины-студентки |
10 |
17 |
73 |
Мужчины-пенсионеры |
4 |
36 |
60 |
Женщины-пенсионеры,
домохозяйки |
6 |
68 |
26 |
Мужчины-безработные |
18 |
15 |
67 |
Женщины-безработные |
16 |
17 |
67 |
Таким образом, в настоящее время для большинства женщин (69%) и мужчин (77%) приоритетными остаются
одновременно работа и семья. Следующий вопрос коснулся согласия – несогласия
респондентов с традиционной ролью женщины в обществе. Результаты опроса
показали, что на степень согласия -
несогласия респондентов влияют такие факторы, как пол, образование, род
деятельности. Так, среди опрошенных женщин (67%) почти в 2 раза больше, чем
среди мужчин (32%), не согласных с «естественным», традиционным взглядом на
предназначение женщины. Чем выше образование у респондентов, тем чаще они
выражали несогласие с мнением, что «женщина не должна работать, а ее
предназначение – семья, муж, дети».
Наиболее традиционно воспринимают идеальную роль женщины
мужчины – рабочие (43%), мужчины – студенты (37%) и мужчины – предприниматели
(20%). Среди опрошенных женщин наименее традиционно рассматривают женскую роль респондентки, занятые в сфере бизнеса
(26%). По-видимому, на это оказывает влияние и характер их работы.
Таким образом, результаты опроса показывают, что мужчины
(57%) придерживаются более традиционного взгляда на основное предназначение
женщины, а сами женщины неоднозначно определяют социальную роль женщины. Доля
женщин из различных по роду деятельности групп, не согласных с традиционной
ролью женщины, неодинакова: женщин – рабочих 9%, женщин ИТР 13%, студентки
21%, женщин – служащих 10%, женщин –
предпринимателей 26%, женщин – домохозяек 3%.
Прочно укоренившиеся в общественном сознании стереотипы
«семья и женщина», «карьера и мужчина», возвели стену из «невидимого» кирпича,
которой, казалось бы, нет, но в тоже время она существует, мешая женщине
реализовывать себя в карьерном и личностном росте.
На такое положение дел влияет множество факторов, в том
числе и осознание неравенства шансов в отношении профессионального роста у
мужчин и женщин. Когда респондентам был задан вопрос, имеют ли мужчины и
женщины в реальности одинаковые шансы для профессионального роста и
продвижения, то 36% мужчин и 54% женщин констатировали, что шансы не равны, а
10% мужчин и женщин затруднились ответить. Причем, чем выше образование
опрошенных, тем больше доля респондентов считают, что шансы не равны.
На вопрос: «Является ли Ваш пол препятствием на пути
карьерного роста» ответы распределились следующим образом: 100% мужчин считают,
что их пол не препятствует карьерному росту; иная картина наблюдается среди
ответов женщин на данный вопрос: «Да, является» -39%; «Нет, не является» - 44%;
«Затрудняюсь ответить» -17% женщин. Если провести анализ данного вопроса на
основе возрастного среза, то можно увидеть, что более уверено себя чувствует
молодое поколение и женщины среднего возраста ( диаграмма
№1).
ДИАГРАММА №1
Распределения ответов на
вопрос:
«Является ли ваш пол препятствием на пути
карьерного роста»
Когда респондентам был задан вопрос:
«Кого вы хотели бы видеть руководителем: мужчину или женщину?», 75% опрашиваемых ответили, что мужчину. Возможно это результат
устоявшегося стереотипа о том, что женщина не может быть хорошем руководителем.
В настоящее время число женщин – руководителей невелико: из 60 млн. занятых
женщин лишь 1,5 млн. руководителей.[1]
В анкете был поставлен вопрос: «Кому
проще устроится на высокооплачиваемую работу?» 77% респондентов ответили, что
проще устоится мужчине, чем женщине, а
23% респондентов считают, что легче устроится женщине.
В обыденном сознании существуют негативные стереотипы относительно
работающей женщины (якобы занятость женщин оказывает отрицательное влияние на
детей, на отношения в семье и т.д.) Такие представления в определенной мере
формируют чувство вины у работающих женщин, препятствуют ее профессиональной
самореализации. В связи с чем респондентам был задан
вопрос: «Если женщина работает, это оказывает негативное влияние на семью, детей, или работа не
оказывает неблагоприятного влияния». Ответы распределились следующим образом:
Диаграмма
распределения ответов среди женщин
Диаграмма
распределения ответов
среди мужчин
Таким образом данный стереотип не находит своего
подтверждения среди женщин, т.к. большинство (58%) считают, что работа не
оказывает неблагоприятного влияния на семью и детей. Вероятно, что этот стереотип установили
мужчины, чтобы женщина, как и прежде не могла стать конкурентом мужчинам в
карьерном и личностном росте.
Результаты разных исследований показывают, что дети
работающих матерей в меньшей степени впадают в крайности (они не так
агрессивны и не слишком заторможены),
лучше успевают в школе и обладают более развитым чувством собственного
достоинства, чем дети домохозяек.[2]
В заключение социологического исследования хотелось бы
выяснить насколько, в настоящее время, опрашиваемые чувствуют себя социально защищенными.
На вопрос: «Как вы оцениваете в настоящее время свою социальную защищенность?»
были получены следующие результаты:
Вариант ответа |
Мужчины (%) |
Женщины (%) |
Полностью социально
защищен (а) |
9,7 |
5 |
Недостаточно социально
защищен (а) |
64,3 |
43,2 |
Вообще социально не
защищен (а) |
18 |
36,8 |
Затрудняюсь ответить |
8 |
15 |
Из выше изложенного можно сделать вывод, что женщина
(36,8%) в настоящее время чувствует себя менее социально защищенной
чем мужчина (18%). Это объясняется тем, что переживаемый российским обществом
кризисный этап реализации экономических реформ затронул такие важные сферы
жизнедеятельности, как воспроизводство и здоровье людей, уровень и качество
жизни, занятость, духовно – нравственное и психологическое состояние населения.
В первую очередь от этого пострадала женская часть населения, так как она
оказалась менее социально защищенной со стороны государства.
Ратифицированная СССР в 1981 году Конвенция ООН 1979 года о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин официально закрепила равное положение между мужчиной и женщиной, но все
же в настоящее время это не означает, что в нашей стране полностью преодолены
негативные и патриархальные стереотипы относительно роли женщины в обществе.
Изменение гендерных стереотипов – процесс длительный
и сложный. Тем не менее происходит постепенная
трансформация взглядов относительно социальной роли женщины в сторону их эгалитаризации (равенства). Такие факторы, как пол, возраст
и образование, оказывают наиболее существенное влияние на изменение гендерных представлений и установок.
На основе проведенного
исследования можно сделать следующие
выводы:
1)
В настоящее время для большинства женщин (69%) и мужчин (77%) приоритетными остаются
одновременно работа и семья.
2) Результаты
опроса показали, что на степень согласия -
несогласия респондентов с «естественным» предназначением женщин влияют
такие факторы, как пол, образование, род деятельности. Среди опрошенных женщин
(67%) почти в 2 раза больше, чем среди мужчин (32%), не согласных с
«естественным», традиционным взглядом на предназначение женщины. Чем выше
образование у респондентов, тем чаще они выражали несогласие с мнением, что
«женщина не должна работать, а ее предназначение – семья, муж, дети».
3)
В настоящее время для мужчин и женщин приоритетными
являются одновременно семья и работа.
4)
Процесс обострения
социально-экономических проблем в обществе отразился на снижении жизненного
уровня и в целом на ухудшении социального положения женщин. Анализ опроса
показал, что социально незащищенными на сегодняшний момент остаются женщины,
36,8% женщин считают, что вообще социально не защищены.
ООО
«Консалтинг» проводит социологический
опрос, который направлен
на изучение общественного мнения о положении
женщин в современном обществе.
Просим
Вас ответить на вопросы анкеты.
Вам
необходимо выбрать альтернативу, которая
1.
Ваш пол:
001 Мужской
002 Женский
2.
Ваш возраст:
003 18-27 лет
004 28-37 лет
005 38-47 лет
006 48-57 лет
007 58 лет и старше
3.
Ваше социальное положение в
настоящее время:
008 Рабочий
009 ИТР
010 Служащий
011 Предприниматель
012 Студент
013 Пенсионер
014 Безработный
015 Домохозяйка
016 Другое
(укажите) __________________________________
4.
Каков уровень Вашего образования?
017 Начальное
018 Среднее
019 Среднее специальное
020 Незаконченное высшее
021 Высшее
022 Имею ученую степень
кандидата, доктора наук.
5.
Что в настоящее время для Вас
важнее всего ?
023 работа и карьера
024 семья
025 работа и семья одновременно
6.
Согласны ли Вы с тем, что
основная роль женщины в обществе связана с «естественным» ее предназначением –
семья, муж, дети.
026 Да
027 Нет
028 Затрудняюсь ответить
7.
Как Вы думаете, имеют ли мужчины
и женщины в реальности одинаковые шансы для профессионального роста и продвижения?
029 Шансы не равны
030 Шансы равны
031 Затрудняюсь ответить
8.
Является ли Ваш пол препятствием
на пути карьерного роста?
032 Да
033 Нет
034 Затрудняюсь ответить
9.
Кого Вы хотели бы видеть
руководителем?
035 Мужчину
036 Женщину
10.
На ваш взгляд, если женщина
работает, то это оказывает :
037 Негативное влияние на семью;
038 Негативное влияние на детей;
039 работа не оказывает
неблагоприятного влияния ни на семью, ни на детей.
11.
Как вы думаете, кому проще
устроится на высокооплачиваемую работу:
040 Мужчине
041 Женщине
12.
Как Вы оцениваете в настоящее
время свою социальную защищенность?
042 Полностью социально защищен
043 Недостаточно социально защищен
044 Вообще социально не защищен
045 Затрудняюсь ответить
Благодарим за ваши ответы и помощь в работе!
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Количественный
анализ.
Мужчины
|
Женщины |
Общий
результат |
|||||||||
№ вопр. |
шифр |
кол-во |
Процент Соотнош. |
№ вопр. |
шифр |
кол-во |
Процент соотнош. |
№ вопр. |
шифр |
кол-во |
Процент соотнош. |
1. |
001 |
100 |
50 |
1. |
002 |
100 |
50 |
1. |
|
200 |
100 |
2. |
003 |
29 |
29 |
2. |
003 |
30 |
30 |
2. |
003 |
59 |
29,5 |
|
004 |
20 |
20 |
|
004 |
18 |
18 |
|
004 |
38 |
19 |
|
005 |
16 |
16 |
|
005 |
16 |
16 |
|
005 |
32 |
16 |
|
006 |
21 |
21 |
|
006 |
20 |
20 |
|
006 |
41 |
20,5 |
|
007 |
14 |
14 |
|
007 |
16 |
16 |
|
007 |
30 |
15 |
3. |
008 |
5 |
5 |
3. |
008 |
10 |
10 |
3. |
008 |
15 |
7,5 |
|
009 |
22 |
22 |
|
009 |
15 |
15 |
|
009 |
37 |
18,5 |
|
010 |
30 |
30 |
|
010 |
25 |
25 |
|
010 |
55 |
27,5 |
|
011 |
9 |
9 |
|
011 |
17 |
17 |
|
011 |
26 |
13 |
|
012 |
16 |
16 |
|
012 |
14 |
14 |
|
012 |
30 |
15 |
|
013 |
10 |
10 |
|
013 |
7 |
7 |
|
013 |
17 |
8,5 |
|
014 |
8 |
8 |
|
014 |
5 |
5 |
|
014 |
13 |
6,5 |
|
015 |
- |
- |
|
015 |
7 |
7 |
|
015 |
7 |
3,5 |
4. |
017 |
2 |
2 |
4. |
017 |
- |
- |
4. |
017 |
2 |
1 |
|
018 |
5 |
5 |
|
018 |
10 |
10 |
|
018 |
15 |
7,5 |
|
019 |
39 |
39 |
|
019 |
33 |
33 |
|
019 |
72 |
36 |
|
020 |
9 |
9 |
|
020 |
12 |
12 |
|
020 |
21 |
10,5 |
|
021 |
45 |
45 |
|
021 |
45 |
45 |
|
021 |
90 |
45 |
5. |
023 |
13 |
13 |
5. |
023 |
11 |
11 |
5. |
023 |
24 |
12 |
|
024 |
10 |
10 |
|
024 |
20 |
20 |
|
024 |
30 |
15 |
|
025 |
77 |
77 |
|
025 |
69 |
69 |
|
025 |
146 |
73 |
6. |
026 |
57 |
57 |
6. |
026 |
24 |
24 |
6. |
026 |
81 |
40,5 |
|
027 |
32 |
32 |
|
027 |
67 |
67 |
|
027 |
99 |
49,5 |
|
028 |
11 |
11 |
|
028 |
9 |
9 |
|
028 |
20 |
10 |
7. |
029 |
36 |
36 |
7. |
029 |
54 |
54 |
7. |
029 |
90 |
45 |
|
030 |
59 |
59 |
|
030 |
41 |
41 |
|
030 |
100 |
50 |
|
031 |
5 |
5 |
|
031 |
5 |
5 |
|
031 |
10 |
5 |
8.
|
032 |
- |
- |
8. |
032 |
39 |
39 |
8. |
032 |
39 |
19,5 |
|
033 |
100 |
100 |
|
033 |
44 |
44 |
|
033 |
144 |
72 |
|
034 |
- |
- |
|
034 |
17 |
17 |
|
034 |
17 |
8,5 |
9. |
035 |
81 |
81 |
9. |
035 |
69 |
69 |
9. |
035 |
150 |
75 |
|
036 |
19 |
19 |
|
036 |
41 |
41 |
|
036 |
60 |
30 |
10. |
037 |
29 |
29 |
|
037 |
18 |
18 |
|
037 |
47 |
23,5 |
|
038 |
39 |
39 |
|
038 |
24 |
24 |
|
038 |
63 |
31,5 |
|
039 |
32 |
32 |
|
039 |
58 |
58 |
|
039 |
90 |
45 |
11. |
040 |
83 |
83 |
11. |
040 |
71 |
71 |
11. |
040 |
154 |
77 |
|
041 |
17 |
17 |
|
041 |
29 |
29 |
|
041 |
46 |
23 |
12* |
|
|
|
12* |
|
|
|
12* |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
*результаты ответов респондентов приведены в тексте
качественного анализа.